Сравнительный анализ каузальных механизмов,<br>предупреждение и регулирование этносоциальных конфликтов в академической среде: случаи России и Украины, США и Канады

Аннотация

Проект предполагает проведение фундаментального научного исследования, включающего в себя теоретический и эмпирический сравнительный анализ структуры повседневных практик, определения каузальных механизмов этносоциальных конфликтов в студенческой среде, аккумуляции недовольства, формирования протестных настроений в вузах и академических организациях России, Украины, США и Канады.

Детали проекта

  • Ключевые слова:
    межнациональные конфликты, этносоциальные процессы, недовольство, протестная активность, межнациональные отношения, этнокультурная травма, социология эмоций, сравнительная социология, социология повседневности, альтернативные повседневные практики, cравнительные исследования высшего образования, имитационное моделирование
  • Заказчик: Российский научный фонд
  • Номер проекта: 15-18-00101

Общие сведения о проекте

Краткая аннотация

Российская система образования характеризуется высоким разнообразием типов вузов (федеральные, научно-исследовательские, региональные, и др.), которое накладывается на этническое и языковое разнообразие, связанное с федеративным устройством России. В вузах национальных республик этнический состав студентов отражает этнический состав самих республик, в федеральных и крупных региональных вузах этническое, национальное и языковое разнообразие определяется значительным числом внутренних и внешних образовательных мигрантов. Отсюда проблема регулирования межэтнических отношений, конфликтного и протестного потенциала и межнациональной напряженности среди российских студентов представляется одной из наиболее актуальных. Вместе с тем, проблема регулирования этнического, регионального и языкового разнообразия в образовательной системе не является уникальной для российского случая. В целях анализа сходного и отличного, успешного и неудачного мирового опыта проект предполагает сравнительный анализ четырех примеров академических организаций. Дизайн сравнительного исследования может быть определен как бинарное сравнение двух пар сходных кейсов: России и Украины, США и Канады. Каждая из пар укоренена в сходном социокультурном и языковом контексте и имеют сходные системы образования. вместе с тем, между случаями существуют важные различия в этническом, языковом и региональном составе (двуязычие Канады, федеративное устройство России). Исследование опирается на теоретические достижения социологии повседневности («социологии социального существования» П.Штомпки), теорию ритуалов взаимодействия Р.Коллинза и концепцию культурного перформанса Дж. Александера, позволяющие осуществить полноценный анализ повседневных контекстов протестной мобилизации и эмоциональной динамики в группах протестующих, которые выпадают из поля зрения традиционной теории социальных движений. В порядке рабочей гипотезы мы предлагаем различать два режима протестной активности, характеризующиеся разными структурными параметрами, количеством участников и динамикой социального общения. Данное различение, дополненное анализом повседневных практик («альтернативной повседневности»), позволит охватить скрытые формы протеста, не связанные с массовыми мобилизациями и недоступные традиционному анализу социальных движений, и более точно охарактеризовать динамику протестной активности.

Ожидаемые результаты

Основной научный результат проекта – конструирование и проверка моделей каузальных механизмов формирования этносоциальных конфликтов в академической среде России, Украины, США и Канады. Данный научный результат является основанием для выработки практических рекомендаций по поводу регулирования межэтнических отношений в российских вузах с учетом достижений и неудач мирового опыта решения межнациональных проблем.

Кроме того, к конкретным научным результатам проекта относятся:

1) разработка воспроизводимой методики кейс-стади исследований межэтнических конфликтов в академической среде;

2) определение теоретико-методологических оснований анализа межэтнических отношений, напряженности и протестного потенциала в повседневных практиках и взаимодействиях внутренних и внешних образовательных мигрантов;

3) вклад в подходы к сравнительным исследованиям высшего образования (бинарное сравнение пар сходных случаев).

Вклад в мировую научную дискуссию определяется широким фокусом внимания (4 страны) и теоретико-методологической новизной Проекта. На сегодняшний день отсутствуют исследования, интегрирующие российский опыт в контекст иных социально-экономических и политических образований (федеративных и унитарных государств, культурных и социальных сред). Таким образом, результаты Проекта могут быть востребованы не только для оптимизации российской системы регулирования межнациональных отношений, но и для политик образования в других странах.

Результаты проекта будут представлены научной общественности на международных конференциях и опубликованы в ведущих специализированных российских и мировых журналах. В частности, планируется издание пяти публикаций в изданиях, индексируемых в базах данных Web of Science или Scopus.

Вклад в решение конкретных задач и ключевых проблем научного приоритета определяется четырьмя факторами:

1. Данный Проект предполагает проведение исследования на основе сравнительного анализа российского, украинского, американского и канадского опыта регулирования межнациональных отношений, особенностей социально-экономического, политического и культурного развития стран и народов на характер и специфику регулирования межэтнических и межнациональных отношений и формирования межэтнических конфликтов в академической среде. Результатом Проекта будет выступать построение группы теорий, объясняющих динамику межэтнических отношений в связке «макро-микро уровень».

2. В качестве одной из задач Проекта выступает идентификация конструктивных особенностей межэтнического и межнационального взаимодействия в академической среде (на основании анализа преимуществ и недостатков политик дружбы народов, толерантности, положительной деятельности), их научное осмысление и трансформация в систему общественных ценностей.

3. Проект направлен в том числе на изучение опыта регулирования характеристиками этнокультурных и этнополитических процессов, межэтнических, межнациональных отношений и формирования общекультурной гражданской идентичности в рамках институтов высшего образования в странах со сходными (Украина) и отличными (США и Канада) по отношения к России.

4. Исследование предполагает анализ исторического опыта регулирования и де-эскалации конфликтов в сфере национальных отношений в странах со сходными (Украина) и отличными (США и Канада) по отношении к России. Анализ применимости опыта этих стран в решении проблем межэтнических отношений в российских условиях.

Возможность практического использования запланированных результатов проекта определяется актуальностью проблематики, использованием формализованных прогностических моделей, которые могут быть использованы в прогнозировании социально-экономической динамики страны, а также практической целью данного Проекта (выработка рекомендаций) при изначальном фокусе на глубокую теоретическую проработку межнациональных отношений в академической среде.